О нетрадиционном программировании

Исходная идея, восходящая к первым языкам символьного кодирования, — об использовании в программах символики, мотивированной спецификой той или иной предметной области и соответствующим кругом задач, — находит все более адекватное воплощение в системах объектно-ориентированного программирования, которые дают возможность «программировать» в привычных для прикладного программиста терминах понятий и отношений предметной области. О языковом инструментарии (главным образом о SQL) и программно-аппаратной поддержке таких систем можно получить представление из литературы. Фактически из недр традиционного программирования на стыке машинной графики и развитых пакетов прикладных программ вырастает одно из наиболее многообещающих и захватывающих воображение направлений, которое обозначается пока еще не устоявшимся термином «искусственная реальность». Примеры систем такого направления приведены в журнале «В мире науки» (Scientific American, 1987, № 12). Крупноформатные очки цветного стереоскопического видения с качеством мультипликационной машинной графики, близким к качеству лучших образцов современной полиграфии, и перчатки с сетью сенсоров и датчиков обратной силовой связи позволяют «жить» в мире проектируемых предметов и сцен. Эта пока еще лишь экспериментальная система может стать прототипом систем автоматизации проектирования ближайшего будущего.