Классификация и основные сферы применения. Часть 4.

Автоматизация экспериментов становится актуальной проблемой в НИИ, на испытательных полигонах и в заводских лабораториях. Она позволяет значительно повысить эффективность проводимых экспериментов, увеличить производительность труда, интенсифицировать использование оборудования, сократить сроки получения информации по результатам экспериментов, уменьшить их продолжительность, получить качественно новые результаты, сократить сроки проектирования и испытаний изделий, предназначенных для серийного освоения. В силу этого системы автоматизации экспериментов стимулируют создание новой технической основы для индустрии научных исследований и испытаний. При этом значительное развитие получило направление создания унифицированных средств, обеспечивающих связь ЭВМ с объектами автоматизации эксперимента и испытаний, а также внутрисистемных информационных связей. Базой для унификации является агрегатно-модульный принцип построения технических средств. Широкая номенклатура модулей, стандартные средства сопряжения с ЭВМ и специальное функциональное программное обеспечение позволяют гибко осуществить ориентацию средств под конкретные виды исследуемых объектов.

Примечание. Стандартизованным набором средств связи ЭВМ с объектами эксперимента и испытаний, получившим статус международного стандарта, является известная система CAMAC (Computer Application to Measurement Acquisition and Control).

Специализация вычислительной техники в системах автоматизированного проектирования (САПР) изменила темпы и принципы проектирования систем, машин, устройств. Сочетание достаточно мощных в информационном отношении ЭВМ, интерактивных графических средств диалога проектировщика с ЭВМ, проблемно-ориентированных баз данных и функциональных программ позволяет осуществлять в сжатые сроки многовариантное проектирование, последовательный отбор лучших проектных решений; математическое моделирование объекта проектирования дает возможность во многих случаях сократить дорогостоящие затраты, связанные с проведением научных экспериментов, заменяя и дополняя их вычислительными экспериментами.

Отметим еще два перспективных направления использования специализированных ЭВМ, отмеченных на рис. 1.2.

Сфера промышленного производства и транспорта

Одно из них связано с применением управляющих микроЭВМ на транспорте. В частности, на автомобиле эти микроЭВМ предназначены для управления работой основных его подсистем (двигателя, тормозной системы, электрооборудования и др.), а также решения информационных задач для водителя. Эксплуатационные требования, которым должны удовлетворять такие ЭВМ, приближают их к бортовым ЭВМ. Ожидается широкое их применение на железнодорожном транспорте, в гражданской авиации, на судах речного и морского флота.

Другое направление связано с созданием распределенных вычислительных систем и сетей. Его существование обусловлено необходимостью обеспечения производительности вычислительных средств, недостижимых для отдельной ЭВМ (цифровая обработка сигналов, распознавание образов, задачи, решаемые в интегрированных АСУ, и др.). Технические пути реализации заключаются в переходе к параллельной и распределенной обработке информации, создании для этого параллельных многомашинных и многопроцессорных вычислительных структур, объединенных информационными связями и способных настраиваться по командам на решение необходимых задач. Распределенная обработка информации используется при построении локальных вычислительных сетей, создание которых дало мощный импульс и для разработки цифровых систем связи.