Стандарты. Часть 3.

В современной научно-технической литературе слово «стандарт» употребляется зарубежными специалистами в широком понимании. При этом может подразумеваться как официальный международный либо национальный стандарт, так и стандарт предприятия или результат соглашения; это могут быть просто прогрессивные образцы новой техники и элементы технологии, ставшие если не примером для подражания, то хотя бы нашедшие широкое одобрение; это может быть просто хорошая идея, овладевшая массами программистов; это может оказаться и такой официальный стандарт, который не нашел места в промышленности, по дал толчок новым полезным идеям, например АЛГОЛ-60 или ПЛ/1 АНСИ. Смешения смысла и непонимания не возникает, ибо в юридическом отношении эти «стандарты» одинаковы. Стандарты соблюдаются тогда, когда их признают имеющими научно-технический, экономический или информационный смысл. Стандарты не должны восприниматься как абсолют. Они устанавливают некоторый общий ориентир, основные правила для определенных аспектов деятельности, чтобы все предлагаемые отклонения могли быть публично рассмотрены и обсуждены, насколько они оправданы. Риск отклонений от эволюционного пути оправдывается иногда именно возникновением новых стандартов статус-кво, как это произошло с персональной ЭВМ фирмы «APPLE» и PC «IBM». Только в условиях свободного выбора стандарта (а также нестандарта) имеет смысл обсуждать его и принимать решение, насколько стандарты вредны или полезны вообще и в частности при заключении контрактов или при согласовании технических заданий. И только в таких условиях применимо давнее полезное правило: не самый лучший стандарт лучше ни какого. Другое правило: «либо следуй стандарту, либо делай стандарт».

Это означает, что серьезные отклонения от стандартов могут быть оправданы лишь для широкомасштабных, стратегически продуманных проектов, обещающих качественный скачок, новое направление или по крайней мере существенно большие возможности.

Даже из этого сжатого анализа зарубежного опыта стандартизации следует, что несколько устарело представление о западных стандартах как о средстве давления на рынок со стороны крупных монополий в их стремлении к сбыту устарелой продукции и технологии при отсутствии стимулов к выпуску качественно новой продукции. Чаще оказывается, что небольшие фирмы и пользователи больше заинтересованы в стандартах, чем межнациональные гигантские фирмы вроде «IBM». Считается, что даже собственные внутренние фирменные стандарты могут принести «IBM» больше проблем, чем преимуществ, и в качестве примеров приводятся внутрифирменные стандарты на канальный интерфейс, позволившие производителям периферийного оборудования оживить бизнес за счет «IBM», или аналогичную ситуацию с межсетевыми интерфейсами.

Завершая тему, процитируем правило Г. Белла: «Стандарт должен быть основан на практическом опыте, а не на авторитете комитета по стандартизации. Если лично Вы не жили с Проектом стандарта, то и не голосуйте за его утверждение в качестве Стандарта».